Идея объединения полисов ОСАГО и КАСКО может стать реальностью уже через 2-3 года. Совет федерации, Министерство Финансов и Центробанк одобрили предложение депутата Государственной Думы Вячеслава Лысакова. Глава правительства Дмитрий Медведев уверен, что универсальный полис будет стоить меньше, чем сумма двух отдельных полисов, он также пообещал рассмотреть его концепцию. Чтобы понять, к каким проблемам может привести их слияние, в двух словах напомним читателю, каким целям служат полисы автострахования.

Объясняем разницу между КАСКО и ОСАГО

Чтобы понимать проблематику объединения полисов, необходимо разобраться в базовой разнице между ОСАГО и КАСКО.

ОСАГО

Основное предназначение ОСАГО — урегулировать с правовой стороны отношения между автовладельцами, попавшими в ДТП. Данный полис имеют около 90 процентов автомобилистов России. Стоимость его на территории России везде одинакова, вне зависимости от страховой компании, тарифы разработаны Правительством РФ.

Собственником автомобиля может быть не только юридическое лицо, но и организация. Обязанность застраховать, ответственность по обязательному полису должна быть исполнена независимо от того, кто владеет машиной. Страхование ОСАГО освобождает виновника ДТП от солидных денежных расходов, связанных с возмещением ущерба пострадавшим, гарантируя последним полную или частичную компенсацию ущерба.

Мнение эксперта
Анна
Автоюрист со стажем 10 лет!
Кстати! Езда без ОСАГО считается нарушением закона и влечет за собой административное наказание в виде штрафа в размере 800 рублей.

КАСКО

КАСКО — это добровольное страхование автотранспорта. Порядок страхования закрепляется на законодательном уровне. Страховые компании имеют права относительно установления таких правил самостоятельно. КАСКО — это ремонт страховой компанией Вашего автомобиля в любом случае, даже если Вы — виновник аварии, компенсация стоимости автомобиля в случае его угона или полного уничтожения. Фактически Вы страхуете свой автомобиль от любых неприятностей, которые могут возникнуть на дороге и во время стоянки.

Средство передвижения должно приобретаться на территории нашей страны, иначе заключить договор не получится. В основном — это дорогое «удовольствие». Страховые компании с каждым годом повышают тарифную сетку.

ОСАГО не компенсирует ущерб, причиненный автомобилю виновника ДТП, виновник может получить возмещение только в случае, если у него есть полис Каско.

Это означает, что по предложенному гибридному полису с расширенным покрытием, выплаты будут производиться значительно чаще, что приведет к резкому росту стоимости полиса, а большая часть владельцев автомобилей в РФ не готова к таким ценам.

Законодательная база

Как правильно воплотить в жизнь два разнонаправленных страховых продукта. Слияние добровольного и обязательного видов страхования натыкается на массу препятствий, так как не предусмотрен механизм действующим Российским законодательством. К примеру, каким образом будут фиксироваться убытки, если у виновника аварии есть КАСКО, а у потерпевшего нет? Или как рассчитывать ДТП, где несколько виновников и пострадавших.

Мнение эксперта
Анна
Автоюрист со стажем 10 лет!
Универсальный полис для автовладельцев уже давно реализован в США. И мы опять пытаемся копировать запад, при этом даже не представляя, что в РФ такая система может в принципе не прижиться в силу размеров доходов автовладельцев.

Там есть набор обязательных по закону рисков и лимитов покрытия, остальное дополняется по желанию клиента. По мнению экспертов, если страховой гибрид будет добровольным, возникнет масса спорных вопросов. Министерство финансов РФ не видит проблем в механизме объединения ОСАГО и Каско в один полис и положительно оценивает данную инициативу. Слияние добровольного и обязательного видов страхования не предусмотрено действующим Российским законодательством, следовательно, несвоевременно.

Большинство экспертов считают, что стоимость гибридного полиса может превысить 50 тыс. рублей. Подобные реформы, могут отрицательно повлиять на развитие Российского страхового рынка, который переживает не лучшие времена. По словам специалистов, это сделало обязательный вид страхования убыточным из-за частых судебных разбирательств, заканчивающихся в пользу водителей. Если он обязан будет приобретать универсальный полис, то такое гибридное страхование точно окажется дороже, чем простой полис ОСАГО. Некоторые специалисты настаивают на то, чтобы уравнять в правах Каско и ОСАГО.

Мнение эксперта
Анна
Автоюрист со стажем 10 лет!
Важно. Снижение цены полиса, по сути, предполагает различные ограничения.

Кто выиграет, кто проиграет

Если объединение полисов Каско и ОСАГО воплотится в жизнь, то для той части населения, которая сегодня оформляет только ОСАГО — стоимость новой страховки вырастет, что однозначно приведет к увеличению социальной напряженности. По мнению автоэкспертов, Каско — вполне состоявшая рыночная услуга, а тарифы на ОСАГО стоит пересмотреть в сторону снижения. Объединение двух различных страховых продуктов негативно скажется на их цене, от этого нововведения выиграют только страховые фирмы.