Не так давно жители России узнали новое для себя понятие — утилизационный сбор на транспортные средства. Не успев до конца разобраться, что это и с чем его едет, прошла новая доза информации о том, что грядет повышение утилизационного сбора в 2018 году. Все это может отразиться на популярной и хорошо зарекомендовавшей себя госпрограмме по утилизации машин в России.

Стоит напомнить, что первые  россияне услышали об утилизационном взносе в 2010 году.

Тогда начала действовать программа утилизации машин 2010-2011 годов выпуска. Размер платежа был равен, ни много ни мало, 3000 рублей, при этом не был обязательным. Он взимался в том случае, когда оформлялся договор на утилизацию. Наряду с этим у водителей  возник ряд вопросов — что это такое, кто, когда, и в каких случаях его должен оплачивать, бывают ли случаи, когда не нужно оплачивать платеж на переработку, каким образом рассчитывается сбор.

Ключевые моменты

Исход из закона «Об отходах потребления и производства», статьи №89-ФЗ  от 2012 года, гражданин Российской Федерации обязан оплачивать платеж на переработку сразу.  В законе говориться о том, что сбор по утилизации – это разовый платеж в казну государства, который направлен исключительно на получение пользы для страны. С покупщика автомобиля он взимается с целью  охраны здоровья человека от отрицательных последствий эксплуатации машины, а также обеспечения экологической безопасности окружающее среды.  Проще говоря, все полученные средства будут направлены на переработку транспортного средства, которая должна соответствовать всем существующим и  установленным экологическим нормам.

Существует несколько моментов, при которых производится оплата  платежа на переработку.

  • Если автомобиль приобретается в другой стране. После чего машина пересекает границу территории Российской Федерации.
  • Если ранее сбор не оплачивался. Это бывает в тех случаях когда: оплата не производилась в законном порядке, либо физическое лицо не было освобождено законом от выплат сбора.

Мнение эксперта
Анна
Автоюрист со стажем 10 лет!
Важно!  За весь период эксплуатации автомобиля  сбор на переработку изделия взимается один раз.

Платеж на переработку  ныне распространяется не только на машины, но и на прицепные устройства для них предназначенные.  Это прописано в постановлении №81 от 06.02.2016 г. «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Если вкратце, то в постановлении идет речь о том, что сбору подлежат самоходные машины и разной категории прицепы к ним.

Расчет на утилизацию транспортного средства

После рассмотрения вопросов, что такое утилизационный сбор на автомобиль и какие транспортные средства попадают под категорию начисления сбора, приходит время рассмотрения системы расчета платежа на переработку транспортных средств и прицепных устройств к ним.  Формула расчета проста.

Размер сбора равен базовой ставке умноженной на коэффициент:

∑ УС = БС × К

где,

∑ УС – сумма сбора платежка на переработку;

БС – базовая ставка;

К — коэффициент по расчету суммы.

После внесения правок в закон  «Об отходах производства и потребления»  был установлен размер базовой ставки.

С 1 сентября 2012 года  размер базовой ставки составил:

  1. для легковушек – 20 000 рублей;
  2. для грузовиков – 150 000 рублей.

Коэффициент при этом, зависит от шести параметров.

Во-первых, от возраста транспортного средства. Во- вторых от типа двигателя. В третьих от рабочего объема двигателя. В четвертых от цели использования транспорта. Это может быть либо использование с целью получение выгоды (коммерческое) либо в личных целях. Пятым параметром является вес машины. Заключительным шестым параметром является – масса шасси.

Оплата утилизации

Следующий шаг, после расчета размера — оплата. Процедура такова: оформляется платежное поручение, с указанием кода бюджетной классификации.

Мнение эксперта
Анна
Автоюрист со стажем 10 лет!
Внимание! Нужно помнить, что после оплаты сбора в ПТС (тех. паспорте автомобиля) ставится отметка о том, что произведена оплата. Отметка проставляется в разделе «Особые отметки». Регистрация транспортного средства без данной отметки невозможно.

Есть случаи, когда отметка не ставится.

  • Отечественный автомобиль получил паспорт до внесения правок в закон «Об отходах производства и потребления», т. е. до 01.09.2012 года
  • Автомобиль был ввезен на территорию Российской Федерации из-за рубежа до 01.09.2012 года.

Если в период свыше 20 дней после приобретения машины отметка не будет проставлена, водитель получает штраф в размере от 500 до 800 рублей (если нарушение выявлено впервые). При повторном выявлении нарушения размер штрафа  увеличивается в 10 раз. К тому же, безответственному водителю светит лишение  водительского удостоверения сроком до 3-х месяцев.

Рост ставок для каждой группы автомобилей

Ставки  сбора на переработку изделий автопрома за последнее несколько лет изменились. С 01.04.2018 года согласно принятым правкам в соответствующем постановлении, изменился коэффициент расчета суммы платежа на переработку.

Для легковушек с объемом двигателя 1 л, например коэффициент, увеличился на 0,23, в сегменте от 1 литра до 2-х – на 1,99, а для машин старше 3-х лет – на 0,85.

При покупке поддержанного транспорта расчет УС необходимо будет производить с коэффициентом в 15,69, что на 7,43 выше прежнего.

В зависимости от объема двигателя.

До 1 литра:

Коэф. до изменения — 1,42 Коэф. после изменения — 1,65

От 1 литра до 2-х литров:

Коэф. до изменения — 2,21 Коэф. после изменения — 4,2

От 2-х литров до 3-х литров:

Коэф. до изменения — 4,22 Коэф. после изменения — 6,30

От 3-х литров до 3,5 литров:

Коэф. до изменения — 5,73 Коэф. после изменения — 5,73

Более 3,5 литров:

Коэф. до изменения — 9,08 Коэф. после изменения — 9,08

Электромобиль:

Коэф. до изменения — 1,2 Коэф. после изменения — 1,63

Для автомобилей, предназначенных для перевозки багажа и пассажиров сумма сбора на переработку изделий автопрома, при нынешнем коэффициенте, будет варьироваться в диапазоне от 33 000 рублей до 181 600 рублей.

Для автомобиля, предназначенного для перевозки груза сумма сбора на переработку изделий автопрома, при нынешнем коэффициенте, будет варьироваться в диапазоне от  15 000 рублей до 82 500 рублей.

Стоит отметить, что на средства передвижения с объемом мотора от 3-х литров и более, сумма сбора на переработку изделий автопрома не изменился.

Изменение также коснулось прицепов и полуприцепов. Если ранее на категории «полуприцепы» внимание не акцентировалось, то сейчас это стало важным в формулировке нового постановления.  Если прицепное устройство весит  более 10 тонн, и его возраст до 3х лет, УС будет равен 75 тысяч рублей, если  более 3х лет —  1 207 500 рублей. Правительство РФ утвердило 11 мая постановление № 401, из которого следует что, прицепы массой до 10 тонн освобождены от уплаты утилизационного сбора.

Что ждать после увеличения ставок

Изменения по сбору на утилизацию в будущем могут коснуться не только потребителей, но и производителей. Увеличение сбора на переработку изделий автопрома, может привести к росту цен на авторынке. Причем, это изменение отразиться не только новых автомобилей, но и их содержание, т.к. прогнозируют также подорожание капитального ремонта машин. Поддержанные автомобилей не должны вырасти в цене.

Как скоро эти предположения вступят в силу сказать сложно. Но, стоит помнить об этом и следить за динамикой цен на рынке автопрома. Рано ли поздно любой прогноз может стать реальным.