Недавно в сети появилась информация о том, что Минпромторг прорабатывает новую систему покупки-продажи подержанных автомобилей. По словам представителей, ее идея заключается в том, чтобы подготовить единую платформу, в базу которой автовладельцы, желающие реализовать свои транспортные средства, будут размещать предложения. Платформа будет служит посредником между владельцами авто и дилерами. Последние для покупки авто должны будут получить специальный сертификат. Позже эти же перекупщики авто смогут реализовать их для новых покупателей.

Дезинформация по поводу создания платформы

Информация о реализации схемы работы с покупкой-продажей подержанных авто разлеталась очень быстро.

Мнение эксперта
Анна
Автоюрист со стажем 10 лет!
Как только все начали говорить о новой системе, принципы которой изложены выше, Министерство успело дать опровержение этим данным. Оказалось, что никакого запрета о продаже б/у автомобилей с рук не было.

Причины для появления новости об открытии платформы были следующие:

  • Объемы торговли подержанными авто в России составляют порядка 3 трлн. рублей, при этом основная часть сделок прорабатывается за спиной официальных органов.
  • Было указано, что благодаря этой системе правительство сможет уже на начальных этапах получать более 20 миллиардов налоговых средств в год. И эти цифры касались только начальных этапов реализации проекта.
  • Создание платформы, исходя из полученной информации, сводило бы к нулю нелегальную деятельность о продаже автомобилей с рук в руки, то есть без выплаты налогов и т. д.

В неподтвержденных данных было указано, что на данном этапе идет проработка основной схемы функционирования проекта, а далее будет представлена законодательная база. Обратите внимание на то, что, согласно таким данным, государство могло бы вмешиваться в реализацию всех сделок о продаже подержанных авто.

Эти данные были быстро опровержены представителями Министерства. Было указано, что речь шла о том, чтобы убрать некоторые барьеры на пути работы автомобильных дилеров. Эти нововведения содействовали бы продвижению легальных сделок о покупке-продаже б/у авто. Но на данном этапе нет ни единых причин говорить о проработке какой-либо электронной государственной базы для реализации подержанных авто.

Как должна работать подобная система аукционов

Оптимальный вариант реализации авто можно рассмотреть на опыте Японии. В этой стране существует три распространенных варианта продажи авто, при этом все они связаны с работой на электронных площадках, а именно:

  • На базе онлайн-аукционов. Согласно условиям таких мероприятий, уже за 40 секунд можно стать владельцем неплохого авто. Все проводится в режиме реального времени, а на базе можно найти авто в хорошем состоянии.
  • Использование тендерных площадок. Эти базы пригодятся для тех, кто желает разместить на продажу авто, которое ранее находилось в аренде или использовалось в бизнес-целях. Все просто – кто поставил цену раньше и у кого она выше – тому и достается машина. Не рекомендуется на таких площадках делать несколько ставок одновременно, так как обе могут оказаться успешными, а отказ от одной из них повлечет за собой обязанность в выплате неустойки.
  • Работа в стоках, где авто, которые не были проданы на аукционе по желаемой цене, продаются по фиксированной стоимости.

Будет ли система онлайн-аукционов уместной в России

На данный момент мы не можем ожидать чего-то такого, о чем говорилось на примере Японии. Дело в том, что в самом Минпромторге заявили, что на данный момент нет необходимости правового регулирования сделок о продаже подержанных авто. Представители указали, что все вопросы могут решаться между двумя сторонами самостоятельно.

Важно то, что проблема реализации так называемых серых схем продажи авто все же есть. Этот факт подтверждают и в Министерстве. Но решать эту проблему путем создания каких-либо электронных баз не планируется. Выше было указано о планировании новых методов обеспечения прав дилерам. Ожидается, что благодаря этим правилам больше людей будет прибегать к легальной деятельности.

Мнение эксперта
Анна
Автоюрист со стажем 10 лет!
Возможно, система будет создана позже, так как она все же откроет возможности быстрой покупки-продажи подержанных авто, но это никак не касается запрета на продажу авто из рук в руки. Теоретически две системы смогут существовать параллельно.

Недостатки и преимущества

Если такая система все же будет реализована, владельцы подержанных авто, желающие выставить их на продажу, смогут получить подтвержденную экспертную оценку состояния транспортного средства.

Покупатели также будут уверены в том, что приобретают то, о чем указано в сделке. Ведь возможности подделать показатели пробега авто или скрыть какие-либо недостатки не будет. Поэтому мы можем говорить о том, что такая система действительно оптимизирует сферу реализации подержанных авто.

Подытожим

Даже если на сегодняшний день информация о создании аукционной системы ведения торгов подержанными авто была опровержена, все же возможности того, что когда-то она будет существовать остаются. Если уж и будет принято решение о ее реализации, то важно руководствоваться опытом передовых стран.

А пока все желающие продать подержанное авто могут пользоваться старой схемой из рук в руки, позволяющей сторонам сделки самостоятельно решать все вопросы. Но будьте осторожны с такими сделками! Минус их в том, что, если что-то пойдет не так, защитить свои права будет сложно.